{
  "title": "Постановление КС РФ № 12-П/2021",
  "court": "КС РФ",
  "type": "Постановление",
  "number": "12",
  "year": 2021,
  "date": "09.04.2021",
  "source_url": "https://www.ksrf.ru/doc/KSRFDecision527105.pdf",
  "points": [
    {
      "number": "header",
      "content": "по делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.А.Беловой город Санкт-Петербург 9 апреля 2021 года Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева, руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки И.А.Беловой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся 2 неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение. Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.Ярославцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации"
    },
    {
      "number": "у-1",
      "content": "Согласно пункту 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335- ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6–8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов. Оспаривающая конституционность приведенного законоположения гражданка И.А.Белова с 28 августа 2012 года является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирована как страхователь по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионном фонде Российской Федерации. 19 мая 2017 года ей был оформлен листок нетрудоспособности с указанием отпуска по беременности и родам в качестве причины нетрудоспособности. Ребенок заявительницы родился 28 июля 2017 года. 14 февраля 2018 года она обратилась в территориальный орган Федеральной налоговой службы с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов, к которому были приложены листок нетрудоспособности и свидетельство о рождении ребенка. Письмом от 22 февраля 2018 года И.А.Беловой было разъяснено, что необходимо также представить ряд других документов, в том числе 3 подтверждающих предоставление ей работодателем отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. 8 ноября 2018 года заявительница повторно обратилась по тому же вопросу в налоговый орган, который письмом от 26 ноября 2018 года сообщил об отсутствии у нее права на освобождение от уплаты страховых взносов за период с 19 мая 2017 года по 31 декабря 2017 года. И.А.Белова обжаловала действия должностных лиц налогового органа в Управление ФНС России по Оренбургской области, решением которого от 5 марта 2019 года ее жалоба оставлена без удовлетворения. Письмом от 19 марта 2019 года налоговый орган уведомил заявительницу об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 28 июля 2017 года по 28 января 2019 года, т.е. за период со дня рождения ребенка по день достижения им возраста полутора лет. И.А.Белова обжаловала в арбитражном суде отказ налогового органа освободить ее от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за период отпуска по беременности и родам в связи с отсутствием дохода от предпринимательской деятельности, ссылаясь при этом на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 12 мая 2005 года"
    },
    {
      "number": "у-2",
      "content": "Конституция Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устойчивый экономический рост страны и повышение благосостояния граждан, гарантирует установление в соответствии с федеральным законом системы обязательного социального страхования в качестве основного элемента правового механизма социальной защиты граждан, предусматривает сбалансированность прав и обязанностей гражданина, в том числе при установлении гарантий социальной защиты в таких сферах, как охрана здоровья, социальное обеспечение, государственная поддержка семьи, 6 материнства, отцовства и детства и др. (статьи 7 и 39; статья 75, часть 7; статья 751). Обязательное социальное страхование обеспечивает защиту застрахованных лиц от социальных страховых рисков, к числу которых, в частности, отнесены необходимость получения медицинской помощи и утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, а именно при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца, заболевании, беременности и родах, рождении ребенка (детей), уходе за ребенком в возрасте до полутора лет и наступлении других событий, установленных законодательством (абзац четвертый статьи 4, пункты 1 и 11 статьи 7 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Для обязательного социального страхования характерна такая взаимосвязь прав и обязанностей страхователя и застрахованного лица, при которой право застрахованного лица на получение обязательного страхового обеспечения обусловлено возложением на страхователя обязанности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также – с учетом специфики конкретных видов обязательного социального страхования – ее надлежащим исполнением (начислением и уплатой взносов)."
    },
    {
      "number": "у-2.1",
      "content": "Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подлежат обязательному социальному страхованию в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими как страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование – обязательных платежей, взимаемых в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункт 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом указанные лица (включая индивидуальных предпринимателей) одновременно выступают в качестве застрахованного лица и страхователя, причем статусом 7 страхователя они обладают не только в отношении физических лиц, которым они производят выплаты по трудовым договорам или договорам гражданско- правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, но и в отношении себя. Следовательно, особенностью правового положения индивидуальных предпринимателей в системе обязательного социального страхования является сочетание прав и обязанностей застрахованного лица и страхователя. Названная особенность учитывается при установлении правового регулирования тех видов обязательного социального страхования, которым подлежат индивидуальные предприниматели как лица, подверженные такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, что и лица, работающие по трудовому договору. Распространяя на индивидуальных предпринимателей обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, законодатель возлагает на них как на страхователей обязанность уплачивать страховые взносы и предоставляет им как застрахованным лицам право на получение при наступлении страхового случая страхового обеспечения за счет средств обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7 и абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пункт 2 части 1 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации). Как неоднократно указывал в своих решениях"
    },
    {
      "number": "у-3",
      "content": "Признание индивидуальных предпринимателей субъектами обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования предполагает установление для них такого порядка исчисления и уплаты страховых взносов, который позволял бы учитывать особенности их правового статуса. В отличие от лиц, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальные предприниматели, по своему усмотрению определяя вид предпринимательской деятельности (сдача имущества в аренду, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг) и форму ее осуществления (лично или через представителя), действуют как самостоятельные субъекты экономической деятельности на свой риск, а их доход не является постоянным и гарантированным. С учетом этого законодатель, определяя элементы обложения страховыми взносами (статьи 182, 421, 422, 424, 425, 427 и 428 Налогового кодекса Российской Федерации), признал объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное 10 медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей осуществление предпринимательской деятельности. При этом обязанность по уплате страховых взносов обусловлена не фактическим осуществлением предпринимательской деятельности, а государственной регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Так, календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация. Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. Аналогично решается вопрос об уплате страховых взносов в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности в течение расчетного периода (пункт 3, подпункт 1 пункта 4 и пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, независимо от того, когда индивидуальный предприниматель фактически приступил к осуществлению деятельности (сразу после государственной регистрации либо спустя продолжительное время после нее) или прекратил свою деятельность (задолго до прекращения статуса индивидуального предпринимателя либо одновременно с ним), страховые взносы уплачиваются за весь период, в течение которого он обладал соответствующим статусом. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и др. 11 Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Вместе с тем указанное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью (определения от 29 мая 2014 года"
    },
    {
      "number": "у-4",
      "content": "Пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в оспариваемой заявительницей редакции) в исключение из общего правила предусматривает, что плательщики страховых взносов из числа лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (включая индивидуальных предпринимателей), не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на 12 обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6–8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. Данная норма содержит отсылку к положениям статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», предусматривающим зачет в страховой стаж отдельных периодов (при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, осуществляя которую гражданин подлежал обязательному пенсионному страхованию). Таким образом, индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком- инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и т.п., но не более пяти лет в общей сложности. Пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации воспроизводит положения части 6 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 1 января 2017 года), которая была введена Федеральным законом от 3 декабря 13 2012 года № 243-ФЗ с учетом правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года"
    },
    {
      "number": "у-5",
      "content": "В перечень периодов, за которые возможно освобождение индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, не включен период беременности – в течение 70 (в случае многоплодной беременности – 84, для женщин, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение либо постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения, – 90) календарных дней до родов. При этом данный период в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 года аналогичное правило было закреплено в подпункте 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») может быть зачтен в страховой стаж в случае получения пособия по обязательному социальному страхованию на основании листка временной нетрудоспособности. Однако право на получение страхового обеспечения в виде пособия по беременности и родам предоставлено только застрахованным лицам, т.е. лицам, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством."
    },
    {
      "number": "у-5.1",
      "content": "Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, лица, работающие по трудовым договорам, государственные и муниципальные служащие и некоторые другие категории граждан (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). При наступлении страхового случая застрахованные лица приобретают право на получение страхового обеспечения того или иного вида. В частности, женщинам, работающим по трудовому договору, по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при 15 рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере, а именно – пособия по беременности и родам (часть первая статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации; пункт 2 части 2 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14, глава 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). При этом пособие по беременности и родам отнесено к числу выплат, которые для плательщиков, начисляющих выплаты физическим лицам (т.е. для страхователей-работодателей), не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование (подпункт 1 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, период получения пособия по беременности и родам в рамках обязательного социального страхования для работающих по трудовому договору застрахованных лиц засчитывается в страховой стаж независимо от того, что данное пособие не подлежит обложению страховыми взносами (включая страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование)."
    },
    {
      "number": "у-5.2",
      "content": "Учитывая особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей, отличающие их от лиц, работающих по трудовому договору, федеральный законодатель предусмотрел для них возможность добровольного вступления в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 3 статьи 2, статья 45 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Тем самым при вступлении в эти отношения и уплате страховых взносов они приобретают статус застрахованного лица и при наступлении страхового случая (в том числе беременности и родов) с соблюдением предусмотренных названным Федеральным законом условий могут претендовать на получение пособия по беременности и родам как вида страхового обеспечения (пункт 1 части 1 статьи 16 43, часть 5 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Право на пособие подтверждается листком нетрудоспособности, который может быть выдан только застрахованным лицам и, следовательно, индивидуальным предпринимателям выдается лишь в случае, если они добровольно вступили в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года № 624н; аналогичное правило предусмотрено пунктом 1 вступившего в силу с 14 декабря 2020 года Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденного приказом Минздрава России от 1 сентября 2020 года № 925н). Однако если для работающих по трудовому договору листок нетрудоспособности подтверждает не только факт наступления страхового случая и возникновения права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию, но и право на освобождение от исполнения трудовых обязанностей – предоставление отпуска по беременности и родам установленной продолжительности, то для индивидуальных предпринимателей, добровольно участвующих в правоотношениях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, – с учетом особенностей их правового статуса – юридическое значение листка нетрудоспособности ограничивается лишь подтверждением права на пособие по обязательному социальному страхованию, в частности на пособие по беременности и родам, и не порождает правовых последствий в виде презумпции прекращения на период получения пособия предпринимательской деятельности. В связи с этим освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на 17 обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в период беременности в течение 70 (в случае многоплодной беременности – 84, для женщин, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселения либо постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения, – 90) календарных дней до родов возможно лишь посредством государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляет индивидуальным предпринимателям права на освобождение от уплаты указанных страховых взносов в период получения пособия по обязательному социальному страхованию в названный период, поэтому он подлежит зачету в страховой стаж на общих основаниях, т.е. как период осуществления предпринимательской деятельности, сопровождавшейся уплатой страховых взносов. Это, в свою очередь, предполагает формирование за этот период определенного объема пенсионных прав, получающего отражение в величине индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом которого определяется размер страховой пенсии, в отличие от работающих по трудовому договору застрахованных лиц, для которых данный нестраховой период засчитывается в страховой стаж без формирования индивидуального пенсионного коэффициента (части 11 и 12 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Таким образом, в период беременности в течение 70 (в случае многоплодной беременности – 84, для женщин, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение либо постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения, – 90) календарных дней до родов индивидуальные предприниматели (даже в случае их добровольного участия в правоотношениях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) не находятся в одинаковых или сходных с работающими по трудовому договору гражданами обстоятельствах, поэтому дифференциация 18 условий освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование страхователей-работодателей и индивидуальных предпринимателей как страхователей по названным видам обязательного социального страхования не может быть признана произвольной и не согласующейся с конституционными принципами равенства и справедливости."
    },
    {
      "number": "у-5.3",
      "content": "В то же время ранее Конституционным Судом Российской Федерации выражались правовые позиции, согласно которым суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может – исходя из принципов состязательности и равноправия сторон – ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период (определения от 12 мая 2005 года"
    },
    {
      "number": "п-1",
      "content": "Признать пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ) не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не исключает возможности освобождения индивидуального предпринимателя от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период беременности 70 (а в отдельных случаях – 84 или 90) календарных дней до родов при установлении судом обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, не позволивших ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, а также иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности осуществления предпринимательской деятельности и исполнения обязанности по уплате страховых взносов за этот период."
    },
    {
      "number": "п-2",
      "content": "Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ) является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике."
    },
    {
      "number": "п-3",
      "content": "Правоприменительные решения, вынесенные в отношении гражданки Беловой Инны Андреевны на основании пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ) в истолковании, расходящемся с его конституционно- правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий."
    },
    {
      "number": "п-4",
      "content": "Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами."
    },
    {
      "number": "п-5",
      "content": "Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства 23 Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)."
    }
  ]
}