arbitration ВС РФ от 21.03.2012 Дата: 21.03.2012 ============================================================ заявление муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.03.2012 по делу № А31-2702/2011 Арбитражного суда Костромской области. В заседании приняли участие представители: Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/ (информация о движении дела, справочные материалы и др.). Автоматизированная копия 2 от заявителя – муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал» – Красавина О.В.; от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме – Ермолаев В.С., Конов В.Б., Мостовой К.В. Заслушав и обсудив доклад судьи Зориной М.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее. Муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Костромагорводоканал» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее – инспекция) от 11.01.2011 № 13 и от 14.01.2011 № 17, № 18, № 19, № 20, № 21, № 22, № 23, № 24, № 25, № 26 (далее – решения инспекции), которыми предусмотрено доначисление предприятию водного налога и начисление соответствующих сумм пеней. Решения инспекции приняты по результатам камеральных налоговых проверок представленных предприятием уточненных налоговых деклараций по водному налогу за II – IV кварталы 2007 года, I – IV кварталы 2008 года и за I – IV кварталы 2009 года. Основанием для доначисления водного налога послужил вывод инспекции о неправомерном уменьшении предприятием сумм этого налога, причитающихся к уплате в бюджет, в результате перераспределения объемов забранной воды по категориям потребителей и применения ставки водного налога в размере 70 рублей за 1000 кубических метров забранной воды (далее – пониженная ставка налога). По мнению инспекции, пониженная ставка налога не должна применяться при осуществлении забора воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку обеспечение водой названных категорий 3 потребителей не может рассматриваться как водоснабжение населения. При заборе воды для целей водоснабжения организаций и индивидуальных предпринимателей налоговая база определяется исходя из ставки налога, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс, Кодекс) и составляющей 288 рублей за 1000 кубических метров забранной воды. Применение пониженной ставки, установленной пунктом 3 названной статьи, допустимо только при заборе воды для водоснабжения населения в жилищном фонде. Решением Арбитражного суда Костромской области от 30.08.2011 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Удовлетворяя требования предприятия, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения осуществляется не только в отношении жилищного фонда, а потому пониженная ставка налога может быть применена в отношении объема воды, забранного для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд всех потребителей. Суды указали, что предприятие для целей исчисления водного налога проводит различного рода мероприятия, позволяющие ему разграничить объемы потребляемой воды на питьевые, хозяйственно-бытовые и технологические нужды и владеть информацией о потребностях своих абонентов (потребителей воды) и о фактическом использовании отпускаемой воды. Поскольку предприятием проводился анализ деятельности каждого потребителя водных ресурсов, пониженная ставка налога применялась к объемам воды, используемым непосредственно для нужд населения, а в иных случаях расчет осуществлялся по ставке 288 рублей за 1000 кубических метров забранной воды. 4 Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 21.03.2012 названные судебные акты отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд кассационной инстанции согласился с доводом инспекции о недопустимости применения пониженных ставок налога в отношении объемов воды, забранных из водных объектов в целях водоснабжения организаций, среди которых не имеется организаций, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организаций, уполномоченных оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товариществ и других объединений ПОСТАНОВИЛ: 1. решение Арбитражного суда Костромской области от 30.08.2011 по делу № А31-2702/2011, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.03.2012 по тому же делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Костромской области. Председательствующий А.А. Иванов