{
  "title": "determination ВС РФ от 21.05.2020",
  "court": "ВС РФ",
  "type": "determination",
  "number": "",
  "year": 2020,
  "date": "21.05.2020",
  "source_url": "https://vsrf.ru/lk/practice/stor_pdf_ec/1887286",
  "points": [
    {
      "number": "header",
      "content": "Определение от 21 мая 2020 г. по делу № А12-224/2019\nВерховный Суд Российской Федерации\n- Административное\nСуть спора: Штраф за непостановку на налоговый учет - Оспаривание ненормативных актов в сфере налогов и сборов\nВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ\n№ 306-ЭС20-6055\nОПРЕДЕЛЕНИЕ\nг. Москва21 мая 2020 г.\nСудья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,\nизучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Волгоградской области  от 24.07.2019, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного\nсуда от 01.10.2019 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа  от 28.01.2020 по делу  № А12-224/2019\nпо заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель, заявитель) к Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы  № 5 по Волгоградской области (далееинспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от  29.06.2018  № 10/7 в части взыскания доначисления 6 594 538 рублей налога на  добавленную стоимость (далее – НДС) и 9 720 рублей налога, взимаемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения, и об уменьшении  суммы штрафных санкций в два раза (с учетом изменения требования в порядке  статьи\n49\nАрбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),\nпри участии в деле в качестве заинтересованного лица - Департамента  муниципального имущества администрации Волгограда (далее - департамент),"
    },
    {
      "number": "у-1",
      "content": "решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2019 в  удовлетворении заявленного требования отказано.\nПостановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от  01.10.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 28.01.2020, решение суда частично отменено, решение\nинспекции признано недействительным в части доначисления 68 267 рублей  НДС, соответствующей суммы пени, а также в части общей суммы штрафных  санкций, превышающей 200 000 рублей. В остальной части решение суда  первой инстанции оставлено без изменения.\nВ кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, предприниматель, ссылаясь на существенное нарушение норм  права, просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении  требования по НДС и направить дело в указанной части на новое рассмотрение  в суд первой инстанции.\nСогласно пункту 1 части 7 статьи\n291.6\nАрбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.\nПри изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.\nКак усматривается из судебных актов, по результатам выездной  налоговой проверки за период с 01.01.2014 по 30.06.2017 инспекция пришла к  выводу о занижении предпринимателем налоговой базы в связи неуплатой  налога с дохода от агентских вознаграждений и реализации нежилых объектов,  а также о нарушении статьи\n161\nНалогового кодекса Российской Федерации  (далее - Налоговый кодекс) в связи с неисчислением и неуплатой в бюджет в  качестве налогового агента НДС от сделок по приобретению муниципального  имущества.\nДанные обстоятельства послужили основанием для доначисления 6 594 538 рублей НДС, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.\nПризнавая решение налогового органа в обжалуемой части законным,  суды, руководствуясь положениями статей\n2\n,\n23\nГражданского кодекса  Российской Федерации, статей\n11\n,\n146\n,\n153\n,\n161\nНалогового кодекса,  разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенными в пункте 8 постановления от 30.07.2013  № 57 «О некоторых  вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой  Налогового кодекса Российской Федерации» и пункте 17 постановления от  30.05.2014  № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов  при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную  стоимость», правовой позицией, сформулированной в постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  29.10.2013  № 6778/13, пришли к выводу о доказанности инспекцией\nсовокупности обстоятельств, свидетельствующих о неправомерном  неисполнении предпринимателем предусмотренной законом обязанности по  уплате НДС в бюджет.\nОценив представленные в материалы дела доказательства, суды  установили, что приобретенные предпринимателем в период с 01.01.2014\nпо 28.12.2015 и спустя непродолжительный период времени реализованные  объекты недвижимости (10 нежилых помещений и земельный участок с  расположенным на нем зданием) по своим функциональным характеристикам  не предназначены для использования в личных, семейных и иных, не связанных  с предпринимательской деятельностью, целях. При этом данные объекты  приобретались с единственной целью получения систематической прибыли  путем последующей реализации в качестве товара с наценкой.\nТаким образом, доход от продажи нежилых помещений и полученных\nв связи с этим агентских вознаграждений непосредственно связан с  предпринимательской деятельностью заявителя и подлежит обложению НДС.\nРассматривая спор в части неисчисления и неуплаты НДС в качестве  налогового агента от сделок по покупке 10 объектов муниципального  имущества, судебные инстанции указали, что данное имущество приобреталось  предпринимателем в рамках Федерального закона от 21.12.2001  № 178-ФЗ\n«О приватизации государственного и муниципального имущества».\nСогласно условиям договоров купли-продажи муниципального  имущества, НДС не входит в цену продажи объектов и подлежит уплате  покупателем самостоятельно в порядке и сроки, установленные действующим  законодательством, на расчетный счет отделения федерального казначейства по  месту регистрации покупателя.\nЗаключая и исполняя договоры купли-продажи без разногласий,  предприниматель знал, что НДС не входит в цену продажи объекта и подлежит  исчислению и уплате им самостоятельно.\nПри таких обстоятельствах, принимая во внимание, что денежные  средства в счет оплаты стоимости приобретаемых по договору купли-продажи  объектов муниципального имущества перечислены предпринимателем  покупателю без налога, судами сделан вывод о том, что именно на заявителя,  как на налогового агента, в силу абзаца 2 пункта 3 статьи\n161\nНалогового  кодекса возложена обязанность по исчислению, удержанию и уплате НДС в  бюджет.\nПри рассмотрении спора суды апелляционной инстанции и округа\nучли, что по договору купли-продажи от 19.01.2017 нежилого помещения,  расположенного по адресу: <...>, установленная цена продажи включает НДС, в связи с чем  расчет налога надлежит производить по ставке 18/118.\nОснований для начисления налога по аналогичной ставке в отношении  сделок, не включающих НДС в стоимость объекта, судами не установлено, что  соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  от 24.11.2014  № 307-ЭС14-162.\nСсылка общества на постановление Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 25.06.2013  № 1001/13, в соответствии\nс которым на основании пункта 1 статьи\n173\nНалогового кодекса при  определении размера недоимки по НДС вследствие переквалификации  осуществленных налогоплательщиком операций как подлежащих обложению  этим налогом инспекция обязана уменьшить исчисленную сумму налога на  соответствующие налоговые вычеты, не может быть принята во внимание в  связи с наличием в настоящем споре иных фактических обстоятельств.\nВ рассматриваемом случае, при доначислении налоговым органом НДС  оснований для учета налоговых вычетов не имелось, поскольку судами  установлено, что при реализации заявителем имущества в качестве его  покупателей значатся физические лица, не являющиеся индивидуальными  предпринимателями и плательщиками НДС, а договоры купли-продажи  муниципального имущества содержат прямое указание на отсутствие НДС в  цене объектов и необходимость его самостоятельной уплаты покупателем в  качестве налогового агента, что предпринимателем не выполнено.\nДоводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом  рассмотрения судов, не опровергают их выводы и не подтверждают  существенных нарушений норм материального и процессуального права,  повлиявших на исход дела.\nПриведенные доводы выражают несогласие с выводами судов ввиду  ошибочного применения заявителем положений законодательства к  установленным обстоятельствам дела, в связи с чем не могут служить  основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации.\nРуководствуясь статьями\n291.6\nи\n291.8\nАрбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,"
    },
    {
      "number": "о-1",
      "content": "отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.\nСудья Верховного Суда\nРоссийской Федерации М.К. Антонова\nСуд:\nВерховный Суд РФ\n(подробнее)\nОтветчики:\nМежрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Волгоградской области\n(подробнее)\nуправление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области\n(подробнее)\nИные лица:\nДепартамент муниципального имущества Администрации Волгограда\n(подробнее)\nСудьи дела:\nАнтонова М.К. (судья)\n(подробнее)"
    }
  ]
}